Смерть такси в России: гипотеза или неизбежность?
- Просмотров: 141
1 марта 2026 года в России вступит в силу закон о локализации такси. В соответствии с ним для работы в такси можно будет использовать только «локализованные» автомобили, то есть произведённые в России.
Исключение составят машины, которые были внесены в реестр до указанной даты, а также транспорт, выпущенный в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Декларируемая цель — поддержка российского автопрома. Но эксперты предупреждают о вероятных проблемах - таких, как массовый уход водителей с рынка, рост цен и недоступность услуг.
Основные изменения
Требования к автомобилям:
С 1 марта 2026 года в реестр такси смогут включаться только автомобили, имеющие высокую степень локализации производства в РФ, набравшие определённое количество баллов, или выпущенные по СПИК.
Переходные положения:
Машины, которые уже были внесены в региональный реестр до 1 марта 2026 года, смогут продолжать работу.
Региональные особенности:
Для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока предусмотрены отсрочки до 2028 и 2030 годов соответственно.
Санкции:
Нарушение новых правил повлечёт штрафы для водителей, а для таксопарков — лишение лицензии, для агрегаторов — ограничение деятельности.
Последствия и риски
Дефицит водителей:
По оценкам экспертов, до 200 тысяч водителей могут покинуть отрасль из-за несоответствия их автомобилей новым требованиям.
Рост цен:
Ожидается, что сокращение предложения машин приведёт к росту цен на услуги такси.
Проблемы для бизнеса:
Таксопаркам и водителям необходимо заранее планировать обновление автопарка, чтобы избежать простоев.
Асланян: Смерть такси в России: гипотеза или неизбежность? Причины деградации автопрома и пассажирских перевозок
По материалам канала Ходорковский LIVE - Машины с Асланяном
Полная версия выпуска - на авторском канале.
Какие машины подходят под локализацию такси?
С 2023 года каждая машина такси должна быть включена в региональный реестр — это требование Закона 580-ФЗ. Закон о локализации такси уточняет характеристики автомобилей, которых «пропустят» в реестр.
С 1 марта 2026 года в такси могут быть задействованы ТС, которые соответствуют одному из двух критериев:
- Машина должна быть произведена в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта), заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
- Машина должна набрать определенное число баллов локализации. Они начисляются за использование российских деталей и сырья, сборку или производство на отечественных заводах и другие особенности обслуживания автомобилей.
1 октября Минпромторг РФ также опубликовал официальный список автомобилей, гарантированно подходящих под локализацию. В перечень вошли:
- Lada: Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel
- УАЗ: «Хантер» и «Патриот».
- Sollers SP7
- Evolute: I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space
- Voyah: Free, Dream, Passion
- «Москвич»: 3, 3е, 6 и 8
Представители министерства отметили, что список будет обновляться.
Что делать с авто, которые уже включены в реестр такси?
Авторы закона уточняют, что он не будет иметь обратной силы. Требования закона о локализации такси не станут применять к автомобилям, которые были внесены в региональные реестры до 1 марта 2026 года.
Также для нескольких регионов предусмотрены отсрочки. Ездить на нелокализованных машинах можно в Калининграде и Сибирском ФО — до 1 марта 2028 года, на Дальнем Востоке — до 1 марта 2030 года.
По закону, машины, уже внесенные в региональные реестры такси, можно использовать до конца срока эксплуатации. Но важно знать, что есть сценарии, при которых автомобиль может оказаться под влиянием новых требований.
За что машину могут исключить из реестра такси?
Если нелокализованный автомобиль после 1 марта 2026 года пропадет из реестра такси, вернуть его обратно уже не получится. Оснований для исключения машины из реестра несколько.
- Изменение существенных характеристик ТС. Если проведен крупный ремонт автомобиля (замена ключевых узлов, кузова, других агрегатов), машина может рассматриваться как новая.
- Смена собственника. Если автомобиль продан или переоформлен, а новый владелец не подал сведения.
- Отсутствие необходимых страховок. Если у перевозчика нет действующего полиса ОСАГО для такси или полиса ОСГОП.
- Регистрация неверных сведений. Если в реестре оказались ложные данные о договоре аренды, собственности или страховке.
- Нарушение требований к такси. Если машина не соответствует 580-ФЗ.
- Нарушение договора обеспечения. Если парк не проводит медосмотры, техконтроль, техобслуживание.


