
Отмена налога на транспорт: сброс балласта и ставка на ускорение
- Просмотров: 23
Напомним основные положения и аргументы в пользу принципиально новой схемы взимания транспортного налога - более прогрессивной, и по мнению специалистов, более прозрачной, реалистичной и способной приносить пользу Республике, ее экономике и населению.
В январе 2025 года Президент КР Садыр Жапаров сообщил, что в сфере налогообложения в 2025 году грядут глобальные перемены, и подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам уменьшения налоговой нагрузки населения и субъектов предпринимательства». Законом предусмотрен ряд налоговых послаблений, направленных на создание благоприятной среды для ведения бизнеса, поддержку экономической стабильности и развитие страны.
Одновременно Садыр Жапаров призвал граждан ответственно относиться к уплате налогов, напомнив, что в развитых странах налоговые обязательства считаются священным долгом каждого гражданина, и подчеркнул, что налоги играют ключевую роль в развитии страны, обеспечивая рост зарплат, пенсий, социальных пособий, строительство дорог и социальных объектов.
Отмена налога на транспорт
С 1 января 2025 года транспортный налог больше не взимается. Это налог, который ранее платился автовладельцами ежегодно, а сумма его зависела от объема двигателя и года производства автомобиля. Теперь вместо этого в Дорожный фонд страны будет отчисляться 1 сом с каждого приобретенного литра ГСМ.
Как рассказал заместитель председателя ГНС Кубанычбек Ысабеков, транспортный налог был упразднен, чтобы не было двойной налоговой нагрузки на автовладельцев.
"Теперь работает принцип справедливости: платит больше тот, кто больше ездит по дорогам. При этом мы ожидаем, что дорожный сбор принесет больше средств в госказну".
По данным Министерства финансов КР, от налога на транспорт от юридических лиц в бюджет поступило 166 млн 911,2 тыс. сомов, а от налога на транспорт от физических лиц - 1 млрд 31,2 млн сомов.
Данные Службы антимонопольного регулирования сообщают о том, что индикативный баланс на 2024 год по светлым нефтепродуктам был утвержден в объеме 1,2 млн тонн:
- бензины - 650 тыс. тонн (примерно 866 млн литров);
- дизельное топливо - 550 тыс. тонн (647 млн литров).
По информации Ассоциации нефтетрейдеров КР, объем потребления топлива растет ежегодно на 5-7%.
"Увеличиваются посевные площади, растет автомобильный парк и идет рост производства, где у нас потребляют. Есть крупные компании, которые потребляют огромный объем топлива, например, тот же "Кумтор", он порядка 100 тыс. тонн дизельного топлива в год потребляет", - рассказал глава АНК Канат Эшатов.
По ожиданиям Государственной налоговой службы, дорожный налог на бензин и дизель смогут пополнить Дорожный фонд на 1,8 млрд сомов.
Минтранс же ожидает, что с введением нового сбора бюджет получит дополнительно 1,7 млрд сомов. За счет этих денег можно будет ежегодно проводить реконструкцию 500 км дорог.
Как объяснил Канат Эшатов, нефтетрейдеры будут выплачивать 1 сом с литра ГСМ при ввозе товара.
"Разница в планах объясняется тем, что одни учитывают только импорт, а другие - еще возможный запуск НПЗ в стране, который ожидается в Баткене. Также ожидается запуск "Джунды" после ремонта", - напомнил директор АНК.
Эшатов отметил, что индикативный баланс на 2025 год не менялся, но Минэнерго имеет право внести в него поправку. Объем поступающих средств в Дорожный фонд можно будет определить по итогам первого квартала.
Амнистия по задолженностям налога на транспорт
Также в рамках указа президента планируется провести амнистию по налогу на транспорт для лиц, не выплативших его, до 1 января 2022 года включительно.
Как рассказал зампредседателя ГНС, на 1 января 2025 года задолженность по налогам на автомобили составила 200 млн сомов - и, по сути, она является безнадежной.
"Некоторые долги вообще невыполнимые - задолжники умерли или отсутствуют в стране. Некоторых автомобилей уже вовсе нет. Тем более что многим задолженностям больше шести лет, мы уже не можем истребовать их по закону. Некоторые владельцы заявляют, что транспортные средства были проданы ими много лет назад и больше не находятся в их собственности", - рассказал Ысабеков.
Зампредседателя ГНС добавил, что с данной амнистией решается еще одна проблема - при регистрации сделок с недвижимым имуществом, для которых требуется справка об отсутствии налоговой задолженности.
"Они теперь станут не нужны. Это облегчит сделки с недвижимостью", - подытожил Ысабеков.
По материалам kaktus.media